Нефть

Казахстан взялся за нефть. Запад увидел в этом проблему для России

В следующем году Казахстан может резко увеличить экспорт сырой нефти из турецкого порта Джейхан. Это позволит сократить более чем на 80% долю поставок, которые сейчас идут через Россию. Западные СМИ уже предупредили: южный сосед станет “внутренним врагом” для ОПЕК+ и проблемой для России. Что означают амбициозные планы партнера по ЕАЭС – в материале “Прайм”.

В обход России

Казахстан может нарастить экспорт своей нефти через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (Турция), сообщил министр энергетики страны Алмасадам Саткалиев. Это позволит сократить более чем на 80% долю поставок, которые сейчас идут через Россию. По его словам, экспорт по нефтепроводу может вырасти с 1,5 млн т сейчас до 20 млн т в год по мере увеличения добычи в стране.В этом году, как уточнил Саткалиев, добыча планируется на уровне 88,4 млн т. С 2026 года Казахстан собирается добывать более 100 млн т нефти в год. И, как пишет Bloomberg, далекоидущие планы Астаны превратят ее во “внутреннего врага” ОПЕК+.

“Каждые несколько лет картель сталкивается с повторяющейся проблемой: один из его членов потратил много денег на новые нефтяные месторождения и готов, жаждет и хочет превратить эти инвестиции в баррели нефти. В начале 2000-х годов таким нетерпеливым членом, желающим увеличить добычу, был Алжир, в 2010-х — Ирак. Совсем недавно в этой роли выступили Объединенные Арабские Эмираты. В следующем году это будет Казахстан”, — говорится в публикации.Как уточняет Bloomberg, на протяжении почти десяти лет Казахстан был непростым партнером для организации, чаще всего добывая больше своей квоты. А в следующем году, когда будет готов проект стоимостью 45 миллиардов долларов по расширению крупнейшего в стране нефтяного месторождения Тенгиз проблема усугубится.Впрочем, как отмечают наблюдатели, угроза картелю явно преувеличена: Астана — член ОПЕК+ и также принимает участие в соглашениях по ограничению добычи нефти. Астана действует осторожно и в рамках договоренностей.”Резкое наращивание экспорта через Турцию напрямую не означает обязательств перед ОПЕК+. Казахстан увеличивает не добычу, а перераспределяет маршруты поставок, уменьшая зависимость от российских трубопроводов”, замечает Ярослав Дубенков, эксперт экономического факультета РУДН.

Это не проблема

Сейчас основной экспортный маршрут для казахстанского топлива — нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который идет из Атырауской области в Новороссийск. В этом году республика экспортирует 68,8 млн т нефти, из них почти 90% — 55,4 млн т — по КТК.Другие пути экспорта: трубопровод Атырау — Самара (8,6 млн т), по Каспийскому морю (3,6 млн т), в Китай (1,1 млн т). То есть, Россия играет ключевую роль в транспортировке казахстанской нефти.

Таким образом, планы по увеличению экспорта через Турцию (порт Джейхан) действительно могут резко снизить объемы, проходящие через Россию. Однако эксперты сомневаются в том, что это выгодно самой Астане. Во-первых, это маршрут для нефти из Казахстана наиболее выгодный и экономически целесообразный.На это же указывал и вице-премьер Казахстана Ерлан Аккенженов. Страна изучает альтернативы для экспорта нефти, но самым прибыльным является маршрут по трубопроводу КТК, и другим видам логистики “трудно конкурировать” с ним, подчеркивал он”Нужно учитывать и инфраструктурные ограничения. Пока экспорт через Джейхан не полностью развит, а создание новой инфраструктуры требует времени и инвестиций. Например, мощности КТК значительно превышают возможности маршрута через Турцию”, — отмечает Ярослав Дубенков.

Друг другу не мешают

В целом же создание нового пути — вполне нормальный процесс. Новый маршрут через Турцию сделает казахстанскую нефть более доступной для Европы. Для Европы это еще один альтернативный поставщиком в ее стремлении диверсифицировать источники поставок – это и страны Ближнего Востока, и США, и Африка.Так же и Китай – крупнейший покупатель российской нефти. Астана — давний партнер КНР в энергетической сфере.

“Полностью заменить Россию на китайском рынке Казахстан не сможет. Объемы поставок через Восточный нефтепровод, а также морские перевозки значительно превосходят возможности Казахстана. Более того, Китай традиционно стремится диверсифицировать поставки, и в этой стратегии Россия и Казахстан играют разные, но дополняющие друг друга роли”, — подчеркивает Дубенков.Таким образом, потенциал увеличения добычи и уменьшения зависимости от российских трубопроводов, у Казахстана безусловно есть. Это серьезный игрок на нефтяном рынке с 1,8% мировых запасов. Однако экспортные и логистические возможности России намного больше. Кроме того, как отмечает Павел Севостьянов, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханов, стоит учесть и ы по потреблению нефти в ближайшие годы. Пока они не показывают дополнительной необходимости в поставках нефти за пределами сложившихся возможностей первой пятерки мировых лидеров по добыче и экспорту нефти с их налаженными поставками и контрактами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»