Экономика

Эксперт рассказал о перспективах экспорта угля из России в страны ЮВА

Россия может нарастить экспорт угля в Турцию, Индию, Вьетнам или страны Юго-Восточной Азии, где спрос остается устойчивым, на фоне снижения рентабельности поставок в Китай, рассказал РИА Новости партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин. Поставки энергетического угля из РФ в первом квартале 2025 года стали убыточными даже на самом рентабельном направлении – при экспорте в Китай через дальневосточные порты, сообщила ранее на этой неделе газета “” со ссылкой на обзор консалтинговой компании “ доверия”. Нетбэк (цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя) при поставках из главного угольного региона страны – Кемеровской области составил минус 259 рублей за тонну, в декабре он был 1,7 тысячи рублей. “Исправить ситуацию можно за счет снижения логистических расходов – пересмотра тарифов на железнодорожную перевозку и портовую перевалку, а также частичной компенсации этих затрат за счет государства или инфраструктурных субсидий. Дополнительно стоит рассмотреть возможность сокращения объемов добычи для стабилизации внутренних цен, а также диверсификацию экспортных потоков – нарастить поставки в Турцию, Индию, Вьетнам или страны Юго-Восточной Азии, где спрос остается устойчивым и не так сильно завязан на собственную добычу”, – прокомментировал данные аналитик.

По его словам, падение рентабельности поставок энергетического угля из России в Китай через дальневосточные порты связано прежде всего с резким снижением мировых цен на уголь и высокой долей логистических издержек в конечной стоимости. В первом квартале 2025 года цены удерживались на относительно низком уровне из-за перепроизводства, высоких мировых запасов и сезонного снижения потребления, добавил эксперт.

Китай сократил закупки, нарастив внутреннюю добычу, а Индия, хотя и проявляет интерес к импорту, активно пользуется текущей ситуацией для давления на цену. Таким образом, даже при наличии физического спроса конкуренция между поставщиками обострилась, и российский уголь проигрывает в себестоимости доставки, отметил он. “В условиях, когда транспортировка, перевалка и фрахт занимают до 70–75% от экспортной цены, даже относительно стабильный спрос со стороны Китая не обеспечивает прибыльности сделок. Дополнительно давление на рентабельность оказывают курсовые колебания, санкции, удорожание железнодорожных тарифов и падение спроса на фоне роста собственной добычи угля в Китае”, – уточнил Касаткин. Российские угольные предприятия на фоне санкций столкнулись с потерей рынков, увеличением затрат и ростом логистических расходов, заявлял губернатор крупнейшего угольного региона – Кузбасса Илья Середюк в прошлом году. По данным а, доля убыточных угольных компаний в январе-ноябре 2024 года составила 53,3%. Экспорт угля из РФ по итогам прошлого года снизился на 7,8% и составил 196,2 миллиона тонн, следовало из авторской статьи вице-премьера России Александра Новака для журнала “Энергетическая политика”, опубликованной в январе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»